Сведения об условиях охраны здоровья детей в ДОУ.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на
организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
В связи с этим была поставлена задача по комплексной работе оздоровительной программы «Будь здоров».
Цель оздоровительной программы “Будь здоров!” направлена на формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни. Для её достижения необходимо решить ряд задач:
1. Помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для осознанного включения в работу по укреплению психофизического здоровья.
2. Формировать здоровый организм ребёнка через активную деятельность.
3. Поддерживать стремление дошкольника к самопознанию и создавать условия для внутренней активности личности.
4. Формировать навыки саморегуляции поведения ребёнка, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
5. Направлять совместную работу педагогического коллектива ДОУ и родителей на развитие и закаливание организма ребёнка.
Для реализации задач, намеченных программой «Будь здоров!», в ДОУ созданы следующие условия:
имеется зал для физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, «беговая дорожка», гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья»), мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое
необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём для развития выносливости, гимнастической стенкой;
имеется картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами;
имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
кабинет логопеда для индивидуальной коррекционной работы;
закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, в плавательном бассейне (подготовительная группа), других режимных моментах;
закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур;
В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться.
В целях обеспечения контроля за здоровьем детей, посещающих дошкольное учреждение проводятся медицинские осмотры приходящим педиатром детской поликлиники.
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация
медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,
вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать валеологический подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.
Задачи по формированию мотивации здорового образа жизни по возрастам:
младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены; формировать навыки охраны личного здоровья, здоровья окружающих;
средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;
старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию).
Текущие задачи:
2 младшая группа
1. Формировать навыки здорового образа жизни, закреплять потребность в чистоте и
аккуратности.
2. Формировать навыки культурного поведения; добиваться понимания детьми
предъявляемых им требований.
3. Знакомить детей с факторами, влияющими на их здоровье.
4. Воспитывать потребность в двигательной активности.
Средняя группа
1. Закреплять потребность в чистоте и аккуратности, продолжать формировать
навыки культурного поведения.
2. Продолжать знакомить с факторами, влияющими на здоровье.
3. Развивать умение осознать и сформулировать свои переживания, потребности,
желания.
4. Формировать элементарные представления о видах спорта.
Старшая группа
1. Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.
2. Формировать позитивное отношение к гигиеническим навыкам, соотносить знания детей о культуре тела и психогигиене с реальными действиями в повседневной жизни.
3. Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном
здоровье человека.
4. Стимулировать ребёнка активно включаться в процесс физического развития.
Подготовительная к школе группа
1. Способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом через ознакомление с доступными для детей сведениями из истории развития Олимпийского движения.
2. Развивать самосознание и умственную саморегуляцию в действиях.
3. Формировать представление о том, что человек – часть природы, что природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию.