Дошкольное учреждение – это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка раннего возраста в детский сад может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, потому что адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Почти все дети в период адаптации становятся закрытыми, плаксивыми, беспокойными и агрессивными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из главных потребностей – потребность в защищенности и безопасности. Ребенок впервые остается в незнакомой обстановке без близких ему людей, ведь в семье он в центре внимания, а в детском саду такой же, как и другие ребята. Это требует эмоциональной перестройки, изменения поведения, выработки новых умений и ломает сложившиеся у него стереотипы.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан с напряжением всех физиологических систем детского организма, который функционально не созрел и а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную обстановку и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к замедлению темпа психофизического развития и неврозу.
Необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен наблюдать и анализировать уровень развития дошкольников и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Для успешной адаптации в детском саду следует знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самодостаточности и независимости от взрослого, остается связанным с ним, ибо нуждается в его внимании, практической помощи и оценке. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой совместную деятельность или сотрудничество ребенка и взрослого.
Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учет их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию; организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи; согласованность действий воспитателей и родителей; сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать доброе отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками.
Детский сад должен стать открытой системой, родители и воспитатели должны строить свои отношения на доверии.
Успех сотрудничества зависит во многом от взаимных установок семьи и детского сада. Потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны – дошкольные учреждения и семья. Однако эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада порой не совпадают.
Автор: Мартьянова Нина Анатольевна,
и.о. заведующего МБДОУ №23 «Ёлочка» г. Большой Камень