Игрушка – это средство, специально предназначенное для детской игры. Каждый взрослый знает, что ребенок может играть чем угодно, конечно, в соответствии со своими возможностями. Младенец и с погремушкой, и с любым доступным ему бытовым предметом совершает одни и те же действия – трясет, бросает, тянет в рот, т.е. манипулирует. Ребенок раннего возраста готов играть с кастрюлями, ложками, камешкам, также как с вкладышами и пирамидками. Дошкольник способен в палочке увидеть градусник, человечка, колбасу – что угодно, более того, эти образы вызывают в его воображении целую ситуацию, которая смыслом связана с этими предметами. И, тем не менее, назвать эти предметы игрушками в полном смысле этого слова нельзя.
Игрушку взрослый создает специально для ребенка, подбирая те качества и свойства, которыми она должна обладать. С одной стороны, каждая игрушка несет в себе педагогический смысл – она является средством передачи определенной части культуры (например, игрушки для предметной игры – вкладыши, пирамидки, забивалки - учат малыша разным способам действия, а куклы и их атрибуты – человеческим отношениям). С другой стороны, всё, что заложено в игрушке, начиная от формы, материала и цвета, и заканчивая художественным образом или способом действия, должно соответствовать возможностям ребенка того или иного возраста, удовлетворять его интересам и потребностям.
В идеале, игрушка должна лишь направлять действия ребенка, но, ни в коем случае не определять их. Что именно будет делать малыш с куклой должно оставаться предметом его пожеланий, возможностей, интересов. Это позволяет развиваться самостоятельности, активности и самосознанию ребенка.
Обычно игрушкой называют любой предмет, которым занимается ребёнок от погремушки до конструктора. Все эти вещи, безусловно, полезны и вносят свой вклад в детское развитие. Но если рассматривать игрушку как средство игры в строгом смысле этого термина, т.е. как деятельности в мнимом, воображаемом пространстве, то диапазон предметов, подпадающих под это название, резко сужается.
Когда ребёнок гремит погремушкой, конструирует постройку из кубиков или собирает пирамидку, его внешняя и внутренняя деятельность однонаправлены. Он ничего не воображает и не представляет за пределами ее деятельности. «Расхождения реального и мнимого поля» при этом не происходит. Конечно, колечко от пирамидки может выступать в качестве бутерброда, а кубик в качестве кроватки. Известно, что использование предметов-заместителей – важнейший шаг к игре. Но, во-первых, в этом случае эти предметы используются не по своему назначению, а во-вторых, в настоящей игре бутерброд должен кто-то съесть, а на кроватке кто-то должен спать. Этот «кто-то» и является главным персонажем (предметом) игры, т.е. игрушкой.
Вот тут и появляется разделение понятий игрушек, таких как образные, транспортные, музыкальные, динамичные игрушки и т.д. Следует отметить, что именно образные игрушки открывают возможность одушевления, оживления и принятия на себя опыта и переживаний ребёнка. Остальные предметы игры – игрушечная утварь, одежда, мебель и пр. – лишь обслуживают действия «живого» персонажа, помогают реализовать его желания и смыслы.
В развитой ролевой игре такое принятие другого образа (роли) может происходить и без специальных материальных опор. Но на первых этапах становления игры и в случаях недостаточно развитой игры такие опоры, т.е. вещественные носители нового образа (образные игрушки) необходимы. Прежде необходимы игрушки, которые воплощают образ человека, т.е. куклы. Для ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.
При этом происходят одновременно два важнейших процесса, в центре которых находится кукла.
С одной стороны, ребенок выражает себя свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы.
С другой стороны в игре он осваивает мир человеческих отношений и представлений.
Любая игрушка всегда заряжена определённым духом своего времени, того общества, в котором она создана. Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение этих взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребёнка определённых социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Они имеют определённое влияние на социализацию ребёнка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт).
Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть привлекательной и стимулировать самостоятельные действия ребёнка.
1 февраля 2013 г. ООН приняла дополнения к Декларации прав ребёнка, связанные с правом ребёнка на игру.
Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для её поддержки. Право Ребенка на Игру признаётся приоритетным и отныне отражено в Соглашении по Правам Ребенка.
18 февраля 2013 г. в соответствии с приказом РОСКОМНАДЗОРА (приказ №147) Центр игры и игрушки МГППУ получил аккредитацию на проведение экспертизы информационной продукции для детей. Фактически Центр стал первой аккредитованной организацией, получившей право на экспертизу информационной продукции для детей.
К информационной продукции для детей относятся созданные взрослыми произведения и материалы, специально адресованные детям того или иного возраста. К ним относятся:
* Игрушки и игры и игровые материалы
* Печатные издания
* Художественные и мультипликационные фильмы
* Зрелищные мероприятия
* Детские площадки
В центре работают квалифицированные детские психологи, которые уже 8 лет занимаются психолого-педагогической экспертизой игрушки.
Первой задачей экспертизы является точное определение возраста (или возрастного диапазона) для конкретной игрушки. Эта задача далеко не простая и не формальная. Её решение предполагает хорошее знание детской психологии возрастных новообразований каждого возраста. Например, те действия, которые являются развивающими для ребёнка 2-3-х лет, оказываются бессмысленными и «отупляющими» для дошкольника 4-5 лет. Необходимым требованием к игрушке является её соответствие возрасту и возрастным задачам развития.
Психолого-педагогическая экспертиза игрушки включает следующие критерии:
- Психологическая безопасность игрушки.
- Развивающий потенциал игровых действий.
- Прочность игрушки и качество её исполнения.
- Привлекательность игры с игрушкой для ребенка.